Главная/Компания/Новости/О списании задолженности по неустойкам

Новости

04 августа, 2017
О списании задолженности по неустойкам
Участнику закупок на заметку
Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее по тексту — Закон о контрактной системе) по своему существу призван защищать интересы государственных и муниципальных заказчиков на всех этапах проведения закупки. В свою очередь, поставщики и исполнители лишены стойкого механизма защиты, и за любой проступок награждаются как гражданско-правовой ответственностью, так и риском попасть в нежелательный реестр недобросовестных поставщиков.

Однако, 2015 и 2016 года принесли поставщикам и исполнителям некое облегчение и позволили, хоть и ненадолго, но вздохнуть спокойно. В целях снижения финансовой нагрузки, для поставщиков (исполнителей) Правительством РФ были разработаны антикризисные меры, которые позволяли в случае нарушений условий контракта избавиться от причитающихся штрафов и неустоек, путем их благополучного списания в порядке, установленном постановлениями Правительства РФ.

Первоначально названная идея была внесена Федеральным законом от 31.12.2014 № 498-ФЗ, которым Закон о контрактной системе был дополнен пунктом 6.1 в статью 34. Именно названной нормой была установлена обязанность предоставлять поставщикам и исполнителям как отсрочку уплаты неустоек, так и осуществлять их списание. Порядок и случае реализации указанных возможностей были закреплены в 2015 году — постановлением Правительства РФ № 196 от 05.03.2015 г. (далее по тексту — Постановление № 196) и его непосредственным приемником в 2016 году — постановлением Правительства РФ № 190 от 14.03.2016 г. (далее по тексту — Постановление № 190). В дополнение, соответствующим финансовым органом — Минфин России, Приказом от 12.04.2016г. № 44н был также определён порядок списания задолженности в 2016 году.

В совокупности, положения названных актов предписывали следующее:
  • когда общая сумма неустоек не превышает 5 процентов цены контракта, осуществляется списание;
  • когда общая сумма неустоек превышает 5 процентов цены контракта, но не более 20 процентов цены контракта, заказчик обязывался либо предоставить отсрочку уплаты до завершения текущего финансового года, либо осуществить списание 50% от задолженности при условии, что оставшаяся половина будет уплачена до конца текущего финансового года;
  • когда общая сумма неустоек превышает 20 процентов цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты до окончания текущего финансового года.
Важными критериями для применения порядка по списанию и/или отсрочки уплаты начисленных сумм неустоек выступают:
  1. регламент списания неустойки и предоставления отсрочки по ее погашению распространялся только в отношении исполнителей и поставщиков, которые закончили в полном объеме в 2015 или 2016 году исполнение своих обязательств по контрактам;
  2. в целях применения перечисленных оснований для списания и/или острячки, срок исполнения, установленный сторонами в контрактах, не принимался во внимание, поскольку в данном случае оценивается только срок реального (фактического) исполнения обязательств;
  3. данные правила распространялись на учтенную задолженность поставщика вне зависимости от даты ее образования;
  4. если поставщик произведет полную оплату по начисленным неустойкам в досудебном порядке после получения от заказчика требования об уплате неустойки, то в этом случае списание неустойки не допускается, следовательно, списанию подлежит только неуплаченная задолженность.
При этом для применения заказчиком указанных положений не требовалось заявления контрагента по контракту — поставщика. Такие действия должны были быть выполнены заказчиком самостоятельного, в силу прямого указания актов, действовавших в тот период времени.

Таким образом, в период действия контракта, списание задолженностей по неустойкам и предоставление отсрочек по их уплате являлось не правом, а обязанностью заказчика. Кроме того, в силу п. 4 Постановления № 190, применяется уведомительный характер списания неустойки. Такой вывод следует из писем Минэкономразвития России от 17.02.2016 № Д28и-350, от 25.11.2015 № Д28и-3373, от 03.07.2015 № Д28и-1941, от 22.06.2015 № Д28и-1815.

Данная позиция поддерживается, в том числе, судебной практикой: постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2017 г. № 09АП-64307/2016-ГК по делу № А40-163612/2016; постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.01.2016 № Ф04-28134/2015 по делу № А46-3302/2015; постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.03.2016 № Ф06-6317/2016 по делу № А06-4184/2015.

К сожалению поставщиков (исполнителей) и радости заказчиков, с 01.01.2017 г. утратил силу п. 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, а с ним и Постановления РФ № 196 и № 190. Именно с прекращения действия указанных актов начала набирать обороты порочная практика начисления неустоек по исполненным контрактам в 2016 году и их предъявления ко взысканию в 2017 году. Заказчики единогласно приняли молчаливое решение, что списать начисленные суммы или отсрочить их уплату более невозможно, ибо постановление РФ № 190 утратило силу. Таким образом, с февраля 2017 года успокоившиеся поставщики (исполнители) стали получать от разъярённых заказчиков претензионные письма с требованием уплатить неустойку (штраф, пени) за некое ненадлежащее исполнение обязанностей по контракту.


Но обязаны ли поставщики (исполнители) незамедлительно переводить свои деньги в счет погашения неустоек?

Наш ответ: нет!
В данном случае, когда все перечисленные нами условия и критерии будут выполнены, то у заказчика возникает обязанность по списанию начисленной суммы неустойки, поскольку такие основания имеются.
Предъявляя данные требования по истечению срока действия Постановлений Правительства РФ, предусматривавших отсрочку выплаты и/или списание неустойки, заказчики действуют в нарушение ст. 10 Гражданского кодекса РФ — злоупотребляют своими правами, так как налагают по своей неосмотрительности (несвоевременного предъявления требований) дополнительные имущественные обременения, которые при своевременности рассмотрения вопроса не должны были предъявляться поставщику в рамках установленного законом срока.

В результате таких действий поставщик оказывается фактически лишенным в настоящее время возможности реализации права на рассрочку (и/или списание) неустойки за просрочку исполнения обязательств, в связи с истечением срока действия рассматриваемых Постановлений Правительства РФ с «01» января 2017 года. Данная ситуация ставит заказчика в преимущественное положение перед поставщиком, лишая права на защиту и реализацию своих прав.

Дополнительно обратимся к положениям Гражданского кодекса, в пункте 2 статьи 4 «Действие гражданского законодательства во времени», которого сказано, цитирую: «по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса». Обращаясь к пункту 2 специальной статьи 422 Гражданского кодекса «Договор и закон», раскрываем, цитирую: «если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров». Исходя из буквального толкования названной нормы права, следует, что новая редакция нормативных правовых актов не силе разрушить императивные нормы, распространяющиеся и действующие до его введения.

Вывод Expert'a:

Таким образом, прекращение действия указанных выше нормативных актов само по себе не может отменить основания для их применения, а значит, не может отменить уже возникшую обязанность заказчика. Следовательно, в 2017 году обязанность заказчика по списанию и/или отсрочки уплаты сумм неустоек по исполненным контрактам в 2016 году — не прекратилась.


Успешных Вам закупок! ©

Ваши вопросы имеют ответы, а проблемы - решение! Тел. 8-800-333-28-66, (4212) 788-100
  • Росжелдор Проект
  • Федеральное агентство специального строительства
  • Федеральная налоговая служба
  • Хабаровская краевая типография
  • Транснефть
  • Городской парк отдыха города Хабаровска
  • Русгидро
  • Почта России
  • Роснефть
  • Хабаровская Краевая Филармония
  • Торговый порт Благовещенск
  • Восточный порт
  • Дальстроймеханизация
  • Хабаровскпромпроект
  • Администрация морского порта Ванино
  • ОАО «Сахалинский аэропорт Оха»
  • Ванинский морской торговый порт
  • Дальнереченский городской округ
  • 31-й Государственный проектный институт специального строительства
  • Хабаровский городской дворец культуры
  • Дальневосточный центр подготовки авиационного персонала
  • Городская больница №2 им. Д.Н. Матвеева
  • Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России
  • Дальгипроводхоз
ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ на курс повышения квалификации
Выберите программу обучения
  • Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг
  • Управление корпоративными закупками
  • Эффективное продвижение товаров, работ, услуг участниками торгов
* - поля, обязательны к заполнению
ОФОРМИТЬ ПОДПИСКУ
* - поля, обязательны к заполнению
ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ на участие в семинаре
Выберите тему семинара
  • Контрактная система 44-Ф3
  • Требования к закупкам организаций по 223-Ф3
  • Банкротство: правовые и экономические аспекты, особенности применения законодательства
  • NEW!!! Закупки по 223-ФЗ для опытных пользователей
  • Ошибки и риски при исполнении госконтракта. Рекомендации практикующего юриста
  • Электронный аукцион по 44-ФЗ (для начинающего участника закупок)
  • 44-ФЗ для унитарных предприятий
Выберите город
Выберите дату проведения
* - поля, обязательны к заполнению